В середине марта 2014 года, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций против РФ. Санкции включали в себя:
- Ограничение доступа на финансовые рынки российских банков;
- Прекращение предоставления финансовой помощи Российским кредитным организациям [1].
Ограничения затронули следующие государственные банки:
- ПАО «Сбербанк России»
- ПАО «Банк ВТБ»
- АО «Газпромбанк»
- ПАО «Банк ВТБ 24»
- АО «Россельхозбанк» [2].
В связи с непростой ситуацией в банковском секторе РФ взгляды на состояние российской финансово-кредитной системы разделились. Так, глава «Сбербанка России» Герман Греф утверждал, что данный кризис самый масштабный и тяжелый, с которым приходилось сталкиваться нашей банковской системе и 2016 год будет не менее тяжелым, даже несмотря на заявления Председателя Правительства о том, что пик кризиса пройден [3]. Однако, в противоположность взглядам главы Сбербанка, первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский заявил, что никаких признаков кризиса не наблюдается [4]. Таким образом, мы являемся свидетелями расхождений взглядов ведущих экономистов России по ситуации, сложившейся в нашей банковской сфере, и тому негативному эффекту, оказанному на нее введенными санкциями.
Так как введенные ограничения в большинстве своем затрагивают возможность заимствований на зарубежных рынках, то жизненно важным является формирование эффективной национальной системы кредитования. Создание данной системы позволило бы нивелировать потери от невозможности использования внешних заимствований и снизить негативную динамику основных макроэкономических показателей.
Понимание структуры санкций и их экономических последствий является одним из основополагающих факторов в стратегии развития нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Ключевое место в анализе макроэкономических процессов занимают банки и банковская система в целом.